Сказочная правда Васнецова

Уроки живописного чтения
Художник, писавший саму русскую историю. Не официальную — научную её версию, а мир русских преданий и сказок, русский характер, русский быт, русский мир.

Чтобы научиться «читать» искусство, необходимо обладать бэкграундом. Уметь подмечать, сопоставлять, анализировать. Знать характер эпохи, исторические вехи, фольклорные особенности.

Если обладать чуть более глубоким знанием, можно увидеть картины совсем по-другому, разглядеть их глубинный смысл. В одной статье мы не сможем дать объяснение всем деталям на картинах Васнецова. Кроме того — мы же должны оставить что-то искусствоведам. Но всё же кое-что мы расскажем. И это захватывающе интересно! Уж поверьте.

***

Русская старина Васнецова — это безошибочно узнаваемый особый художественный мир. Но так как в этой жизни нет ничего случайного, то и молекулярное понимание художником фольклора имеет своё объяснение — это уральское детство, проведённое бок о бок с русской сказкой.

Возможно, то от чего мы замираем в восторге перед полотнами художника — это образы его детства, в котором переплелись явь и фантазии, запах грозового леса и тусклый свет догорающей лучины, и ожидание волшебного чуда — того, что вот-вот из чащи выскочит настоящий Иван-Царевич верхом на волке.

Такова вера художника, чей талант вырос прямо из сердца русской сказки.

***

Надо сказать, что впечатлительная натура одного из величайших художников отечественной истории была так чутка и восприимчива, что заставила молодого человека отправиться учиться в духовную семинарию. Вероятно, там сформировалось особое видение как бы «параллельного» русского мира — трагичного, но в то же время доблестного; волшебного и как будто настоящего; простого и в то же время чудесно мудрого.

Художественный путь Васнецов начал с жанра бытописания — он мастерски изображал повседневность — писал переезды и бытовые сценки. Но в этих картинах не было того уникального, удивительного, мощного, что появилось после в его фантастическом понимании национальной истории.
После побоища
Первое полотно, с которого заискрил талант большого мастера, — это картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами», написанная по мотивам «Слова о полку Игореве». Не случайно эта вещь стала одним из главных событий 1880 года.

Мы немножко расскажем об этой картине, чтобы вы смогли взглянуть на неё по-новому:

 — Вы слышите звуки? Нет. И это так. Ведь Васнецов изобразил мертвую тишину. Колористика картины — зелёная, синяя, голубая — мертвенная.

 — Одежда павших безупречна. Она богата, прекрасна и великолепно выписана художником. Смерть не изуродовала благородный облик богатырей — художник показал события не с точки зрения исторической реальности, а с позиции героического восприятия битвы. Это жанр, близкий к былине или сказанию.

 — Княжич, как бы выхваченный безмятежным золотым светом, прекрасен — он тот, в кого верит поколения за поколением, русский герой.

 — Цвет и ритм картины, её элементы — всё это ритмично связано в общем декоративном образе, безошибочно национальном, русском. Просто внимательно рассмотрите выбившуюся из-под кольчуги набивную рубашку воина и нарядный узор на плаще; богатый орнамент на одеянии княжича, и вы увидите её — подлинную историю, такую, какой запомнил и воспел её русский народ.
Снегурочка
Совсем иначе воспринимается волшебная «Снегурочка», которая считается сегодня одной из самых узнаваемых картин в мировом искусстве.

Картина была написана на рубеже веков, в 1899 году вслед за нашумевшей постановкой Островского «Снегурочка», над иллюстрациями и костюмами к которой работал сам художник. И. Э. Грабарь в «Истории прикладного искусства» пишет о том, что благодаря Васнецовской «Снегурочке» в моду вошёл русский узор, национальные мотивы, а молодые художники целые дни просиживали в Историческом музее и усердно изучали старинную резьбу, набойки и вышивки.

Но давайте немного о том, на что нужно обратить внимание в картине «Снегурочка»:

 — Девушка без спросу ушла от Мороза — она растеряна. Пойти ли дальше в неизвестность ночного леса или вернуться домой? Огни дальней деревни появились на картине неслучайно — Снегурочка хочет пойти к людям, ей нравится веселый смех и песни, но она боится опасности, о которой предупреждал Мороз.

 — Лунный свет придаёт нарядной зимней одежде девушки драгоценное серебряно-золотое сияние. Она богато одета, но не умеет оценить это — ей не с чем сравнивать.

 — Эта ледяная девушка совсем настоящая. Возможно, её бледность не от природы, а от страха перед мрачными тенями и тревожными, как будто распахнувшими пасти дервьями?

 — А тень Снегурочки? Её трактуют по-разному. Между прочим, кого угадываете в тени вы?
Иван-царевич на сером волке
Для того чтобы написать эту картину, Васнецов даже приостановил работы по росписи Владимирского собора в Киеве. Эта картина стала ярким примером внезапного художественного озарения.

Рассмотрим полотно внимательнее?!

 — Даже не зная названия картины, каждый поймёт, что юноша благороден. На нём надет расшитый узорами богатый кафтан, красная шапка, сафьяновые овечьи сапоги.

 — Меч в расписных ножнах и отчаянный взгляд юноши выражают готовность биться и умереть за свою любовь.

 — Царевна — образ собирательный. Она написана сразу с двух девушек — Натальи и Татьяны Мамонтовых. Это кузины «Девочки с персиками» — вы замели сходство?

 — Если Иван-царевич — весь воплощение огня и энергии, то Елена Прекрасная — полная тому противоположность. Она уже смирилась с судьбой. Безвольностью рук, потухшим взглядом, полным равнодушием она противопоставляет себя иллюзорной возможности счастья, не верит в равновесии мира.

 — Шитое золотом платье небесно-голубого цвета, атласные манжеты, жемчуга, драгоценная шапка — весь этот блеск как будто конфликтует с погасшим от тревог огнём в глазах девушки.

 — Серый Волк неслучайно написан с заглавной буквы. Он не просто разумен — он символ высшей силы, от мастерства и волшебной мощи которой зависит чудесное спасение и вечное счастье.

 — Дремучий лес, толстые сучья, топкое болото — символ безысходности и страха. Но мы видим что-то ещё — белый яблоневый цвет, лилии, бабочки… Это знаки надежды. У этой пары и их Хранителя определённо есть счастливое будущее!

***

«Баба-яга», «Кащей бессмертный», «Царевна лягушка», «Царевне Несмеяна», «Спящая царевна», «Сивка-бурка», «Ковер-самолет» — попробуйте сами «прочитать» эти картины, рассмотреть одежду героев, определить символы и знаки. Ведь это потрясающе интересно!
Шоурум мастерской:
Санкт-Петербург, 13 линия В.О., 70,
1-й этаж, помещение 4,
галерея «СНЕГА»

Если у вас есть вопросы,
свяжитесь со мной по почте:

kurs@naboyka.com
Больше моих работ можно
увидеть в социальных сетях

Made on
Tilda